На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Немцы хотят в ГДР.

"России пора в Европу". Этот лозунг очень популярен в определенной части политической элиты. Вопрос в том, куда стремится эта самая "Европа", и куда, соответственно, следует двигаться нам.

Между тем, результаты недавних региональных выборов в России и данные соцопроса в Германии свидетельствуют о том, что политические предпочтения жителей России и Европы во многом совпадают.

Не трудно заметить, что на последних выборах в РФ партии, ориентированные на создание социалистического общества, явно улучшили свои показатели. Совокупный результат "СР" и КПРФ в процентном отношении оказался лучше, чем на многих предыдущих выборов. При этом КПРФ заняла вторые места в семи регионах из восьми, избиравших законодательные собрания, а "Справедливая Россия" в четырех из восьми заняла третьи места, активно вытесняя ЛДПР с позиций третьей партии страны.

С известной степенью условности можно сказать, что левые возвращают себе те электоральные позиции, которые они имели во второй половине 90-х гг. С той, правда, разницей, что тогда не было единой противостоящей им партии власти. В тоже время, вряд ли можно рассматривать электорат "Единой России", как антисоциалистический.

При этом правые и центристские идеологи и партии устойчиво относят левые симпатии России к ее оторванности от европейской цивилизации и "европейских ценностей", старательно умалчивая то, что, собственно говоря, левые ценности как раз и являются ценностями, пришедшими в Россию из Европы.

Подавляющее большинство немцев хотели бы жить в социалистическом государстве

С точки зрения этих людей, двигаться в Европу – значит двигаться во времена рождения идей Адама Смита, рыночного регулирования и "манчестерского капитализма". То есть, по их мнению, двигаться в Европу – значит двигаться к социальному устройству и идеям, от которых та дано отказалась. То есть двигаться в прошлое. Собственно, они так и говорят – "вернуться в европейскую цивилизацию", то есть в прошлое, потому что возвращаться вообще можно только в прошлое.

Если уж все-таки "идти в Европу", то идти нужно не в прошлое Европы, и даже не в ее настоящее, потому что, пока удастся дойти, Европа уже уйдет вперед. И будет бесконечно повторяться истории про Ахилла и Черепаху. Идти нужно в ее будущее, разобравшись в том, куда она движется.

Можно с интересом анализировать, какие партии добиваются успеха на европейских выборах, а какие нет, насколько сильны позиции тех или иных партийных лагерей. Но кроме этого значимого среза, существуют и другие показатели того, чего собственно хотели бы европейцы, во всяком случае в крупных и благополучных странах.

По сообщению немецкого издания Bild, которое ссылается на опрос, проведенный институтом исследования общественного мнения Emnid, граждане Германии, как Восточной, так и Западной, явно стремятся не туда, куда хотели бы привести Россию страдающие ностальгией по 90-м политики.

Как ни странно, оказалось, что подавляющее большинство немцев хотели бы жить в социалистическом государстве. Таком как Германская Демократическая Республика. При единственном условии – чтобы там им было гарантировано то, что и было гарантировано в ГДР, СССР, ПНР, ЧССР и в других социалистических странах. То есть – чтобы им гарантировали работу, безопасность, социальную защищенность.

Если двадцать лет назад жители ГДР бурно поддержали идею воссоединения Германии, то они, похоже, явно не собирались жить так, как им пришлось жить на самом деле. И сегодня 80 % жителей той части Германии, которая была поглощена ФРГ, хотят жить как раз в ГДР.

Еще более интересно, что почти такая же доля жителей Западной Германии, старой ФРГ хотели бы жить там же, то есть в Германской Демократической Республике. Со временем, наверное, может возникнуть вопрос о том, кто же все-таки кого присоединил. И какую единую Германию имели в виду те немцы, которые выступали за объединение в 1989 году.

Собственно, намек на этот вопрос возник еще в 2005 году, когда прежней правящей партии пришлось решать – либо идти на союз с вышедшей из ГДР Ангелой Меркель, либо заключать соглашение с наследницей СЕПГ.
Жители Германии вовсе не убеждены в том, что разрушение Берлинской стены было правильным решением

И, похоже, как на Западе, так и на Востоке Германии люди вовсе не убеждены в том, что разрушение Берлинской стены было правильным решением. 23 % восточных и 24 % западных немцев полагают, что было бы неплохо, если бы стена стояла и сегодня. И еще 15 % респондентов на Востоке и 16 % на Западе вообще заявили, что существование стены – "самое лучшее, что могло бы произойти".

То есть, 38 % жителей бывшей ГДР и 40 % жителей бывшей ФРГ явно полагают, что стену и не нужно было ломать.

Пресловутая политическая свобода в том виде, в каком она сегодня понимается и реализуется, не принимается в качестве главной ценности ни на Западе, ни на Востоке Германии. На Востоке таковой ее считают 28 % респондентов, на Западе – 42 %.

Вполне естественно, что партия "Левые" – наследница СЕПГ, в объединении с радикальным крылом, вышедшим из Социал-демократической партии, с каждым разом улучшает свои результаты и в 2009 году на федеральных выборах собрала более 11 % голосов – и это при существовании более умеренной, но и более мощной СДПГ.

И три четверти жителей сегодняшней объединенной Германии хотели бы, чтобы эта объединенная Германия была не объединенной ФРГ, а объединенной ГДР.

Если сегодняшняя ФРГ стремится в ГДР, то сегодняшней России явно стоит задуматься о том, куда жевсе-таки стремится она – в рыночные реалии двухсотлетней давности, или в новое нерыночное общество XXI века.

 

 

 

Картина дня

наверх